Памятка для родителей
- – Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
- – Научите ребенка распознавать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. Если не знаете как, обратитесь за помощью к педагогу – психологу.
- – Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
- – Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка и центр внимания сместиться с объекта агрессии на новый предмет.
- – Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворять потребность в движении, а так же заняться интересующим их делом (кружки и секции по интересам, участие в соревнованиях, постановке спектаклей, длительные прогулки и походы).
- – Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию.
- – Сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врагов, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- – Дайте ребенку совет: в момент раздражения прежде, чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть и сосчитать до 10. Это помогает успокоиться. Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
- – Показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».Старайтесь сами демонстрировать модель не агрессивного поведения. Помните, что дети всегда берут пример в первую очередь с родителей.
- – Расспросите ребенка на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают.
- – Постарайтесь расширить поведенческий репертуар ребенка.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- – повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- – демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
- – крик, негодование;
- – агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки,
- – разговор «сквозь зубы»;
- – сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- – негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- – использование физической силы;
- – втягивание в конфликт посторонних людей;
- – непреклонное настаивание на своей правоте;
- – нотации, проповеди, «чтение морали»,
- – наказания или угрозы наказания;
- – обобщения типа: «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;
- – сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
- – команды, жесткие требования, давление;
- – оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.